Платить ли деньги детям

В современном мире, где практически все поставлено на коммерческую основу, нередко рассматривается вопрос оплаты хороших оценок. Аргументы просты: деньги стимулируют желание получать пятёрки. Тот же эффект цирковой дрессировки: «гав» — кусочек мяса, «мяу» — кусочек рыбки. Временный результат действительно есть., и получить его можно довольно быстро, но посмотрим на ситуацию повнимательнее, чтобы понять, а не опасна ли она. То есть попробуем оценить не сиюминутный, а завтрашний результат. Во-первых, попробуем разобраться в том, зачем ребенок учится, чему он должен научиться в школе. Мы должны понимать, что материальные стимулы резко ограничивают желание человека делать что-то «просто так». Следуя этой логике, нам вскоре придется материально поощрять любые дела наших детей, а иначе ради чего тратить свое время, силы, чего напрягаться? Не стоит удивляться, если дети потребуют плату за вымытую посуду, за вычищенную обувь, уборку комнаты. Ориентация на оценку, мотив только хорошей оценки(за которой стоят деньги) убивает, нарушает эффективный мотив учебно-познавательной активности, ограничивает интересы ребенка, заставляет его отказываться от рискованных вариантов решения задач. Ведь модно сделать ошибку, а это значит не будет пятерки и денег. Привязанность к отметке сковывает инициативу и творческую активность. Безусловно, есть отличники, для которых пятерка – не самоцель, а учеба – удовольствие, у них другой стимул – познавательная потребность, которую не может убить не рутинная работа, ни другие трудности. Поможем нашим детям научиться ценить человека не по отметкам и деньгам. А это возможно лишь в том случае, если, мы , взрослые, будем уважать каждого ребенка в независимости от баллов в дневнике.

Отвечает психолог Васильченко Екатерина
1) Как побороть лень у девочки 8-9 лет? У нас такая ситуация – ребенок учится хорошо, а вот с математикой не дружит. Она просто не хочет, так и говорит. Классный руководитель говорит, что у нее склонности больше к гуманитарным наукам, нежели к точным. Но как же быть дальше, когда пойдут такие предметы как алгебра, геометрия. Пробовали обращаться к репетитору, но оказалось, что это пустая трата средств и времени.

Я бы не называла нелюбовь вашей дочери к математике ленью. Понимаю ваше желание, чтобы ребенок не был в числе последних, но здесь во всем виноваты наши родительские амбиции. Пересмотрите свои взгляды на образование, это необходимо. Ваша дочь в будущем будет выбирать себе профессию, и, возможно, математика ей действительно не пригодится. Это не значит, что ее нужно знать на «2″, но и «5″ я бы на вашем месте не требовала. А самое главное для меня как для психолога в этой ситуации – то, что вы должны быть адвокатом своего ребенка, лучше ее понимать и всегда поддерживать. Иначе она останется в вакууме, ведь и так все против нее. Не ставьте клеймо на своего ребенка – она у вас самая умная, талантливая и красивая, просто, наверное, вы еще не нашли область применения ее талантов. Отдайте ее в кружок рисования, или драмкружок – посмотрите, у нее там появятся новые друзья и она поверит в свои силы. Самое страшное, если у девочки упадет самооценка, ее в будущем очень трудно поднять. Так что почаще поддерживайте ее за то, что она действительно делает хорошо, и ищите, ищите новые сферы деятельности.

2) Вы посоветовали поддерживать ребенка чтобы не упала ее самооценка. Мы делали тест на самооценку(лесенку)и получили ответ – средняя самооценка. Нормально ли это в нашем случае? Какие тесты еще можна провести с ребенком для выяснения причин – не хочется в школу, лень, и других отрицательных черт?

Каждый человек видит только то, что хочет увидеть. Вот я вам писала о том, что слово «лень» не надо применять к ребенку, если у него нет интереса к какой-либо сфере деятельности. А вы опять спрашиваете о лени, о других отрицательных качествах. Наверное, у меня не получилось до вас достучаться. Никогда ребенок не будет уверен в себе, да и просто счастлив (а ведь этого хотят все родители), если искать у него отрицательные черты. Обычно нормальной считается самооценка немного выше среднего. Но я считаю, что по некоторым параметрам она может быть и высокой – с такой самооценкой намного легче жить. В школу вашей дочке не хочется ходить, потому что школа все для этого сделала – очень сложная программа, равнодушные учителя, унижение личности ученика, постоянные поборы и хамство – вот что такое наша школа. Ребенок тянется туда, где ему лучше. Вот почему я писала о дополнительных кружках, интересных занятиях вне школы. В вашем случае это помогло бы вам, как матери, увидеть и оценить в своем ребенке то, что вы еще не видите.

Как разговаривать с ребенком о деньгах

Все родители сталкиваются с необходимостью объяснять назначение денег своим детям. Но не всегда это просто. Поэтому в этой статье мы разберемся, в каком возрасте необходимо начинать объяснения и как именно это лучше сделать.
Уважение к труду сформирует правильное отношение к деньгам
В возрасте 4-5-ти лет дети уже начинают замечать присутствие денег в их жизни. Но часто не задают вопросов на эту тему. Здесь есть риск, что отношение к финансовым средствам, а значит, к роскоши и бедности, труду и иждивенчеству, сформируется стихийно, что может повлечь за собой неправильное отношение детей к деньгам в будущем. Если мы говорим о воспитании 4-5-тилетних детей, то особый акцент в разговоре о финансах стоит сделать на ценностях, так как именно сейчас у вашего малыша закладываются ценностные категории и отношение к ним.

Зачем нужны деньги

Для начала необходимо передать ребенку уважение к деньгам. Не к самим деньгам - это ведь всего лишь платежное средство, но к его покупальской способности. Можно пояснять, что с помощью денег вы получаете возможность покупать его любимые сладости; приносить бабушке лекарства, которые поддерживают ее здоровье; оплачивать важные для всей семьи покупки. Главное - предоставить ребенку возможность понять, что важны деньги не сами по себе, а то, что с помощью них можно сделать. Необходимо привести примеры, где будет отражена гуманистическая ценность денег - благотворительность, помощь близким, забота о животных. Это научит ребенка не переоценивать значение финансовых средств, сориентирует на общечеловеческие ценности, но в то же время поможет найти свой собственный интерес стремиться к деньгам.

Как зарабатываются деньги

Вместе с уважением к деньгам важно выделить отдельный аспект - ценность труда. Необходимо дать понять подрастающей личности, что деньги не берутся сами по себе, что это трата усилий. Нужно объяснить, как разворачивается эта схема: "Для того, чтобы купить тебе игрушки, я должна зарабатывать деньги. Поэтому я и папа ходим на работу. Там мы делаем для других людей разные полезные дела. Нам за это платят. На эти деньги мы покупаем тебе сладости и игрушки. Но именно поэтому мы проводим с тобой меньше времени, чем нам хотелось бы". Парадоксально - но не деньги, а именно трудовая деятельность родителей выходит на первый план, и осознается ребенком как "норма". Такая беседа может стать профилактикой потребительского отношения ребенка к жизни. Он начинает понимать, что в жизни необходимо потратить некоторые усилия, чтобы что-то получить. Общим советом о том, как говорить с ребенком о деньгах, может стать рекомендация: "Главное - говорить о них!". Потратьте время на обсуждение этой темы со своим ребенком, не игнорируйте его вопросы в этой области. И спустя годы вы убедитесь в не напрасности своих усилий. Ваши дети - самая большая ценность! И для того, чтобы вы сейчас это понимали, ваши родители когда-то постарались. Постарайтесь и вы!

Психодиагностика подростков

Подростковый возраст можно условно разделить на два основных периода. Это собственно подростковый возраст (11 – 14 лет) и юношество (14 – 18 лет). 11 – 13 лет – критический возраст, проблемы которого многие из нас помнят еще из собственного детства. С одной стороны, ребенок начинает осознавать, что он уже "взрослый". С другой, детство не теряет для него своей привлекательности: ведь на ребенке лежит гораздо меньше ответственности, чем на взрослом.

Получается, что подросток хочет расстаться с детством и, одновременно, психически еще совершенно не готов к этому. Именно это является причиной частых стычек с родителями, упрямства, стремления противоречить. Очень часто подросток совершает бессознательные и безответственные поступки, нарушает запреты только ради того, чтобы "нарушить границы", не принимая на себя ответственности за последствия.  Стремление подростка к независимости обыкновенно сталкивается в семье с тем, что родители относятся к нему еще как к «ребенку». В этом случае, растущее "чувство взрослости" подростка вступает в противоречие со взглядом родителей.         

 

5 аспектов поведения,
которые предскажут будущее ребенка

В 1972 году группа ученых из Новозеландского университета Отаго в Данидине начали исследование, длиной в более чем 40 лет. Свыше 1000 молодых родителей дали свое согласие на участие в беспрецедентном опросе, в рамках которого они ежегодно отчитывались об изменениях, происходивших с их детьми. Информация, собранная силами не одного десятка научных деятелей за такой длительный период, оказалась невероятно ценной.

 

Это уникальный взгляд на то, какое влияние оказывают на человека большие и малые события его жизни. Оно дает статистическую базу для построения закономерностей понимания, что делает нас теми, кем мы становимся.

Исследователи обнаружили у трехлетних детей пять различных фундаментальных стилей поведения. Ориентируясь на них, можно попробовать предсказать, как будут вести себя дети спустя 25 лет. Мы с вами можем использовать эти строго проверенные данные в роли компаса, указывающего на те качества, которые стоит развить в ребенке, чтобы будущее его было успешным и счастливым.

Личностное развитие

Личность продолжает развиваться на всем протяжении жизни: различные ситуации ломают нас, приспосабливают, мы приобретаем мудрость и опыт. Хотя основы того, кто мы есть, остаются относительно неизменными с детства. Мы опишем пять стилей поведения и добавим к ним пояснения, как эффективнее распорядиться теми или иными достоинствами и недостатками.

Уверенные

Эти дети — сами себе праздник. Они шумные, общительные, откровенные и ни сколько не сомневаются в собственной неотразимости. Они говорят то, что другие и не мечтают высказать. Смекалка и интуиция — их конек, а быть первыми во всем и всегда — их девиз. Такой напор может сулить немало проблем. Как сделать жизнь более уравновешенной?

  • Замечательно, если ребенок считает себя лучшим. Но со временем других людей это может начать раздражать. Кто-то и вовсе не способен мириться с чужим преимуществом. То, что в маленьких детях выглядит милым и дерзким, в юношах и девушках быстро наскучит. Поработайте над тем, чтобы научить ребенка прислушиваться не только к себе.
  • Уверенность в себе и своих возможностях — это очень хорошо. Но излишняя бравада приводит к катастрофам и неудачам в построении взаимоотношений. Учите ребенка контролировать импульсивность и развивайте чувство такта.
  • Такие дети должны понимать, что хотя на них обращают внимание, восхищаются их нахальством и откровенностью, время от времени следует вести себя чуть более сдержанно. Люди, которые всегда ведут себя как «особенные», очень утомляют окружающих, научите их снижать темп.

Замкнутые

Такие дети не парализованы сомнениями, но часто робеют. Их стандартный подход к любой ситуации — встревожиться и отступить. Мы все иногда бываем такими, и в этом нет ничего ужасного. Проблемы начинаются тогда, когда такая реакция на новую ситуацию становится основной.

  • Вам нужно объяснять ребенку, что в ошибках нет ничего страшного. Все их совершают. Не ошибаясь, вы ничему не научитесь. Работайте над изменением ассоциаций, связанных с неудачами. Используйте ситуацию для подробного анализа: что ребенок узнал нового о себе, как поступит в следующий раз. Возьмите за правило делиться своими ошибками.
  • Спокойно реагируйте на приступы паники, возникающие у ребенка. Ваша уверенность в том, что ничего плохого не случится, обязательно передастся и ему.
  • Читайте книги, смотрите фильмы, расширяйте круг знакомств. Взращивайте понимание того, что не стоит все в жизни принимать слишком близко к сердцу. Даже к самым серьезным ситуациям порой стоит относиться с юмором.

Неконтролируемые

Такие дети раздражительные, импульсивные, сердитые и не проявляют упорства в выполнении задач. Часто им не нравится заниматься чем-то новым, а если все же приходится, они предпринимают неохотную, краткую попытку и затем с оскорбленным видом бросают начатое.

Не самый простой жизненный подход, и если в течение длительного времени все оставлять как есть, уровень раздражительности будет расти, а степень удовлетворенности — падать. Вам, как родителю, нужно помочь ребенку.

  • Жизнь действительно может раздражать, но если научиться принимать это и не сопротивляться, все станет намного проще. Учите ребенка расслабляться. Физкультура, творчество, занятия музыкой, релакс-терапия, чтение — все это помогает снять напряжение.
  • Непросто завести друзей, когда ты все время дуешься и злишься, а поддерживать с ними хорошие отношения еще труднее. Тут потребуется помощь. Хорошие манеры и воспитание — пускай и искусственный, но верный способ создать вокруг себя круг знакомств.
  • Если у ребенка есть склонность видеть вещи в отрицательном свете и принимать все на свой счет, научите его быть более гибким. Не все и не всегда сводится к нему. Необходимо научиться понимать, что, возможно, сверстники реагируют на него так, а не иначе по своим личным причинам.
  • Награждайте проявления самоконтроля и тренируйте импульсивность. Вы можете сами создавать необходимые ситуации для закрепления успешного результата. Например, скажите, что если ребенок будет экономить карманные деньги две недели, вы добавите дополнительную сумму, которой будет достаточной для покупки желанной игрушки.

Подавленные

Излишне застенчивые, пугливые и социально замкнутые. Они всегда предпочтут следовать за кем-то, нежели быть заводилой, или тихо отступают на задний план, наблюдая, но не присоединяясь.

Стоит понимать, что почти все дети проявляют эти качества время от времени. Иногда лучше просто помолчать и посмотреть, чтобы разобраться в происходящем. Однако некоторым детям выйти под яркие огни мира сложнее, чем другим. Но вы можете помочь своему ребенку.

  • Разрешайте ему громко и живо вести себя в комфорте родного дома. Пусть он станет звездой в своей комнате: поп-певцом или актером, модельером или ведущим шоу-программы. Со временем это поможет выстроить маленькие мосты в другие области жизни.
  • Если ребенку интересно какое-то конкретное направление, например, музыка, активно поощряйте это увлечение. Пусть занимается фортепиано, скрипкой, поет в хоре или играет на ударных. Инструмент наделит его конкретной ролью, которая, в свою очередь, поможет более уверенно заявить о себе окружающим.
  • Учите его прислушиваться и доверять внутреннему голосу. Отстаивать свою точку зрения и интересы. Показывайте на примерах, что тихие и скромные люди способны совершать яркие поступки. Нередко именно они и творят историю.

Хорошо приспособленные

Про таких детей говорят — просто «подарок» для родителей. Они ведут себя так, как подобает вести себя в их возрасте. Повзрослев, они понимают, что в жизни время от времени случаются неприятности, поэтому просто разбираются с ними и идут дальше.

Они не склонны драматизировать, очень доброжелательны и отзывчивы, приветливы и любезны. Они идеальны, подходят к жизни разумно. Однако даже для их счастливчиков-родителей у нас есть пара советов.

  • Благодарите высшие силы за то, что вам так повезло с ребенком. Будьте уверены в том, что вы — одни из счастливейших созданий на Земле! Многие мечтают быть на вашем месте.
  • Радуйтесь! Как можно больше и как можно чаще. Проводите время вместе с ребенком, путешествуйте, общайтесь, занимайтесь творчеством, смотрите кино — наслаждайтесь.

Задатки личности

Бытует мнение, что при рождении мы получаем набор определенных сильных и слабых сторон, и родители лишь способны научить использовать преимущества и справляться со слабостями.

В приближении научного исследования, это так и есть. Но не забывайте, что любое суждение не является абсолютным. Ваш малыш не обязан вписываться только лишь в один шаблон. Все советы, описанные выше, стоит рассматривать лишь как рекомендации и подсказки.